Вопрос — ответ

Ответы на часто задаваемые вопросы от нейропсихолога
Что за специалист — детский нейропсихолог?
Детский нейропсихолог изучает закономерности развития высших психических функций ребенка и отвечающих за них отделов головного мозга. Детский нейропсихолог работает с физиологической причиной возможных трудностей ребенка в обучении и поведении.
Могут ли помочь занятия с нейропсихологом, если у ребенка нет особых проблем с обучением, но он ленится делать домашние задания и с неохотой ходит в школу?
Да, такое поведение может быть обусловлено недостаточностью нейропсихологических факторов и тогда ребенку будут полезны занятия с нейропсихологом. Но с точностью определить, в чем же причина, можно только с помощью нейропсихологической диагностики, которая проводится индивидуально каждому ребенку перед началом занятий.
Моему ребенку в сентябре будет 6,5 лет. Он уже умеет читать и считать, пишет в прописях, ему нечего делать в садике. Могу ли я навредить ребенку, если отдам его в школу, может лучше дождаться полных 7 лет?
Бывает так, что ребенок опережает своих сверстников в интеллектуальном развитии, но при этом готовности к школьному обучению у него нет. Ведь основой успешного обучения в школе является достаточая зрелость всех структур головного мозга ребенка. Немаловажно также учесть эмоциональную зрелость, например, преобладание учебной деятельности над игровой. Чтобы не сомневаться, можно придти вместе с ребенком на нейропсихологическую диагностику, она поможет выявить «слабые места», если они есть, и принять решение.
У ребенка СДВГ. Как я могу справляться с его поведением дома?
Прежде всего, необходимо принять тот факт, что нетипичность поведения ребенка с СДВГ является следствием нарушения деятельности нервной системы, а не изъяном характера или особой «вредностью». Важно соблюдать единую стратегию воспитания ребенка в семье. Необходимо замечать даже малейшие проявления самоконтроля со стороны ребенка и вознаграждать его за усилия. Можно помогать ребенку ставить цель (небольшую, достижимую для него и не растянутую во времени) и контролировать ее достижение. Четкий распорядок дня, ритуалы и правила, порядок в комнате, также играют немалую роль в коррекции СДВГ. Полезны прогулки на свежем воздухе, занятия йогой, бассейн.
Мой ребенок застенчив, боязлив, мало общается с детьми, очень привязан ко мне. Нужна ли нам консультация нейропсихолога?
Скорее, вам подойдет консультация обычного психолога. Детям с подобными проблемами хорошо подходят занятия сказкотерапией, песочные тренинги, игровая терапия. На групповых занятиях, в специально созданных, безопасных условиях, ребенок сможет выразить себя, увидеть другие модели поведения, попробовать себя в разных ролях и разных ситуациях взаимодействия. Это позволит ему расширить собственный репертуар и в дальнейшем применить его в жизни.
Ребенок 6,5 лет постоянно проявляет агрессию. Ломает игрушки, может замахнуться на бабушку, толкнуть кого-нибудь. Что делать в таких ситуациях?
Агрессия ребенка — это обычно маркер какого-то семейного процесса, который вы можете и не замечать. Поэтому на консультацию желательно придти вдвоем с ребенком. Дома можно помогать ребенку выразить свою агрессию социально приемлемыми способами: бой с подушкой, бросание мягкого мячика в цель, разорвать бумагу, побороться с папой. Любая физическая активность помогает справляться с агрессией. После активных игр хорошо поиграть с водой, крупой, соленым тестом.
Ответы на часто задаваемые вопросы от логопеда
Могут ли родители сами исправить речь ребенка?
И да и нет. Здесь нельзя сказать однозначно, если у ребенка сильные проблемы с речью — по одним книгам речь не исправить. Нужны знания и специальное оборудование. Например, для постановки звуков, которые ребенок не произносит, используются постановочные логопедические зонды, без них очень сложно научить ребенка произносить звуки. Иногда бывает достаточно привлечь внимание малыша к правильному произнесению звука, чтобы получить положительный эффект. В других случаях предварительно необходимо развить артикуляционную мускулатуру с помощью артикуляционной гимнастики, развить фонематический слух. Однако если, несмотря на ваши усилия, ребенок в течении месяца занятий так и не научился правильно произносить звук, лучше всего обратиться к профессионалу. Дальнейшие попытки исправить произношение могут усугубить проблему — например, закрепить неправильное произношение или вовсе отбить охоту заниматься.
Особое внимание уделяйте собственной речи, так как для детей в возрасте от 1 года до 6 лет речь родителей — это образец для подражания и основа последующего развития.
Знания и умения необходимые для поступления в школу
С какого возраста стоит начинать обучать ребенка? Как привить интерес ребенка к обучению? Какими знаниями и умениями должен обладать ребенок к поступлению в первый класс?
Прежде всего, следует разобраться, с какого возраста существует реальная необходимость обучать ребенка буквам и цифрам. Как Вы знаете, на сегодняшний момент, большинство детей идут в школу с определенным багажом знаний в области математики и др. областях. Без многих знаний, просто-напросто, детям будет сложно в первом классе. Никому не хочется, чтобы ребенок отставал от одноклассников. Поэтому мы и стараемся научить его перед школой писать простые слова, читать, считать в пределах двадцати и т.д.
На сегодняшний день даже сложился перечень того, что должен уметь и знать ребенок придя в школу. Что входит в этот список? Прежде всего, в этот список входят знания о себе и своих родителях.
Ребенок должен знать о себе и своей семье:
  • Свое Ф. И. О.;
  • Сколько ему лет. Когда у него день рождения;
  • Где он живет (Адрес);
  • Как зовут родителей;
  • Кем работают родители.
Перед поступлением в 1 класс ребенок должен знать:
  • Основные цвета;
  • Дни недели;
  • Месяцы;
  • Времена года;
  • Понятия «право — лево»;
  • Основные профессии;
  • Домашних и основные виды диких животных;
  • Детенышей животных;
  • Знать зимующих и перелетных птиц;
  • Виды транспорта;
  • Уметь ориентироваться на бумаге;
  • Знать что такое овощи и фрукты. Уметь отличать овощи от фруктов;
  • Должен уметь показать правый глаз, правую руку и т.д.
Что должен знать ребенок по математике
  • Прямой и обратный счет: от 0-10 и от 10 – 0;
  • Состав чисел (из двух меньших и из отдельных единиц);
  • Знать понятия «больше — меньше, поровну», «большой – маленький», «высокий — низкий», «широкий — узкий»;
  • Знать основные геометрические фигуры: круг, квадрат, треугольник, овал, прямоугольник;
  • Уметь соотносить цифру и число предметов;
  • Ориентироваться на бумаге в клеточку – уметь писать графический диктант (одна клетка вправо, одна клетка влево и т.д.).
Память, мышление, внимание и речь
Ребенок должен уметь:

  • Пересказывать простое услышанное произведение;
  • Рассказывать по картинке (не отдельными словами, а составлять рассказ по картинке);
  • Знать стихотворения;
  • Сочинять сказки;
  • Отвечать на поставленные вопросы;
  • Делать какое-либо задание по образцу;
  • Уметь описывать картинку по памяти;
  • Запоминать до 10 увиденных картинок;
  • Заканчивать предложения;
  • Находить лишнюю картинку или слово;
  • Уметь отгадывать загадки;
  • Группировать предметы по признаку.
Что ребенок должен знать по чтению
  • Буквы;
  • Уметь соотносить звук с буквой;
  • Вычленять звуки из слова;
  • Подбирать слова на заданный звук или букву;
  • Читать слова и простые предложения (по слогам);
  • Понимать, что такое предложение и где оно заканчивается.
Навыки письма
Не стоит забывать и про навыки письма. Ребенок должен уметь:

  • Обводить картинки по контуру
  • Обводить печатные буквы по контору
  • Правильно держать ручку в руке
  • Копировать геометрическую фигуру по клеточкам
С какого возраста следует начинать обучать детей?

Критериев здесь никаких нет. Все зависит от самого ребенка.

Сейчас школьные программы рассчитаны на читающих детей и на детей, которые знакомы с простейшими вычислениями в пределах 10. Это о программах для обычных школ. Про гимназии и лицеи лучше умолчать, так как там совершенно другие требования, там знаний цифр в пределах 10 будет недостаточно.

Здесь перечислены основные знания и умения, которыми должен овладеть ребенок к поступлению в первый класс. Конечно, слово «должен», здесь не совсем уместно, так как многие перечисленные знания, по идеи, должны вкладываться именно в начальной школе. Но так как большинство школ проводят тестирования знаний и умений детей перед поступлением в первый класс, рекомендуется «подтянуть» ребенка в определенных областях.