Вопрос — ответ
Что за специалист — детский нейропсихолог?
|
Детский нейропсихолог изучает закономерности развития высших психических функций ребенка и отвечающих за них отделов головного мозга. Детский нейропсихолог работает с физиологической причиной возможных трудностей ребенка в обучении и поведении.
|
Могут ли помочь занятия с нейропсихологом, если у ребенка нет особых проблем с обучением, но он ленится делать домашние задания и с неохотой ходит в школу?
|
Да, такое поведение может быть обусловлено недостаточностью нейропсихологических факторов и тогда ребенку будут полезны занятия с нейропсихологом. Но с точностью определить, в чем же причина, можно только с помощью нейропсихологической диагностики, которая проводится индивидуально каждому ребенку перед началом занятий.
|
Моему ребенку в сентябре будет 6,5 лет. Он уже умеет читать и считать, пишет в прописях, ему нечего делать в садике. Могу ли я навредить ребенку, если отдам его в школу, может лучше дождаться полных 7 лет?
|
Бывает так, что ребенок опережает своих сверстников в интеллектуальном развитии, но при этом готовности к школьному обучению у него нет. Ведь основой успешного обучения в школе является достаточая зрелость всех структур головного мозга ребенка. Немаловажно также учесть эмоциональную зрелость, например, преобладание учебной деятельности над игровой. Чтобы не сомневаться, можно придти вместе с ребенком на нейропсихологическую диагностику, она поможет выявить «слабые места», если они есть, и принять решение.
|
У ребенка СДВГ. Как я могу справляться с его поведением дома?
|
Прежде всего, необходимо принять тот факт, что нетипичность поведения ребенка с СДВГ является следствием нарушения деятельности нервной системы, а не изъяном характера или особой «вредностью». Важно соблюдать единую стратегию воспитания ребенка в семье. Необходимо замечать даже малейшие проявления самоконтроля со стороны ребенка и вознаграждать его за усилия. Можно помогать ребенку ставить цель (небольшую, достижимую для него и не растянутую во времени) и контролировать ее достижение. Четкий распорядок дня, ритуалы и правила, порядок в комнате, также играют немалую роль в коррекции СДВГ. Полезны прогулки на свежем воздухе, занятия йогой, бассейн.
|
Мой ребенок застенчив, боязлив, мало общается с детьми, очень привязан ко мне. Нужна ли нам консультация нейропсихолога?
|
Скорее, вам подойдет консультация обычного психолога. Детям с подобными проблемами хорошо подходят занятия сказкотерапией, песочные тренинги, игровая терапия. На групповых занятиях, в специально созданных, безопасных условиях, ребенок сможет выразить себя, увидеть другие модели поведения, попробовать себя в разных ролях и разных ситуациях взаимодействия. Это позволит ему расширить собственный репертуар и в дальнейшем применить его в жизни.
|
Ребенок 6,5 лет постоянно проявляет агрессию. Ломает игрушки, может замахнуться на бабушку, толкнуть кого-нибудь. Что делать в таких ситуациях?
|
Агрессия ребенка — это обычно маркер какого-то семейного процесса, который вы можете и не замечать. Поэтому на консультацию желательно придти вдвоем с ребенком. Дома можно помогать ребенку выразить свою агрессию социально приемлемыми способами: бой с подушкой, бросание мягкого мячика в цель, разорвать бумагу, побороться с папой. Любая физическая активность помогает справляться с агрессией. После активных игр хорошо поиграть с водой, крупой, соленым тестом.
|
Могут ли родители сами исправить речь ребенка?
|
И да и нет. Здесь нельзя сказать однозначно, если у ребенка сильные проблемы с речью — по одним книгам речь не исправить. Нужны знания и специальное оборудование. Например, для постановки звуков, которые ребенок не произносит, используются постановочные логопедические зонды, без них очень сложно научить ребенка произносить звуки. Иногда бывает достаточно привлечь внимание малыша к правильному произнесению звука, чтобы получить положительный эффект. В других случаях предварительно необходимо развить артикуляционную мускулатуру с помощью артикуляционной гимнастики, развить фонематический слух. Однако если, несмотря на ваши усилия, ребенок в течении месяца занятий так и не научился правильно произносить звук, лучше всего обратиться к профессионалу. Дальнейшие попытки исправить произношение могут усугубить проблему — например, закрепить неправильное произношение или вовсе отбить охоту заниматься.
Особое внимание уделяйте собственной речи, так как для детей в возрасте от 1 года до 6 лет речь родителей — это образец для подражания и основа последующего развития. |
С какого возраста стоит начинать обучать ребенка? Как привить интерес ребенка к обучению? Какими знаниями и умениями должен обладать ребенок к поступлению в первый класс?
|
Прежде всего, следует разобраться, с какого возраста существует реальная необходимость обучать ребенка буквам и цифрам. Как Вы знаете, на сегодняшний момент, большинство детей идут в школу с определенным багажом знаний в области математики и др. областях. Без многих знаний, просто-напросто, детям будет сложно в первом классе. Никому не хочется, чтобы ребенок отставал от одноклассников. Поэтому мы и стараемся научить его перед школой писать простые слова, читать, считать в пределах двадцати и т.д.
На сегодняшний день даже сложился перечень того, что должен уметь и знать ребенок придя в школу. Что входит в этот список? Прежде всего, в этот список входят знания о себе и своих родителях. |
Ребенок должен знать о себе и своей семье:
|
|
Перед поступлением в 1 класс ребенок должен знать:
|
|
Что должен знать ребенок по математике
|
|
Память, мышление, внимание и речь
|
Ребенок должен уметь:
|
Что ребенок должен знать по чтению
|
|
Навыки письма
|
Не стоит забывать и про навыки письма. Ребенок должен уметь:
|
С какого возраста следует начинать обучать детей?
|
Критериев здесь никаких нет. Все зависит от самого ребенка. Сейчас школьные программы рассчитаны на читающих детей и на детей, которые знакомы с простейшими вычислениями в пределах 10. Это о программах для обычных школ. Про гимназии и лицеи лучше умолчать, так как там совершенно другие требования, там знаний цифр в пределах 10 будет недостаточно. Здесь перечислены основные знания и умения, которыми должен овладеть ребенок к поступлению в первый класс. Конечно, слово «должен», здесь не совсем уместно, так как многие перечисленные знания, по идеи, должны вкладываться именно в начальной школе. Но так как большинство школ проводят тестирования знаний и умений детей перед поступлением в первый класс, рекомендуется «подтянуть» ребенка в определенных областях. |